
Образовательные грабли или о проекте новых условий поступления в ВУЗы в 2011 году

Министерство образования изменило правила вступительной кампании, несмотря на сопротивление общественности. Министерство образования подготовило проект новых условий поступления в высшие учебные заведения. Проект сейчас обсуждают, но из документа уже понятно, насколько министерство настроено прислушиваться к общественному мнению - почти все предложенные новшества были апробированы в ходе нынешней вступительной кампании, и против них уже полгода протестуют эксперты и СМИ.
К проекту, в частности, включили нормы об учете при поступлении среднего балла аттестата по 200-балльной системе, дополнительные экзамены в вузах, возможность подавать в приемные комиссии сертификаты ВНО прошлых лет. Кроме того, если предложенные изменения примут, на конкурсный балл абитуриента также повлияют "выдающиеся успехи в учебе по профильным предметам" (участие в олимпиадах и работы в Малой академии наук) и обучение на подготовительных курсах при вузах.
Таким образом, конкурсный балл будет зависеть от субъективных оценок школьных учителей, членов жюри олимпиад и приемной комиссии, возможности оплатить обучение на подготовительных курсах и дать взятку тем же школьным учителям, членам жюри олимпиад и преподавателям учебного заведения. Сравнивать между собой сертификаты ВНО разных лет вообще абсурдно, поскольку баллы ВНО - рейтинговые, они демонстрируют успешность выполнения заданий участниками тестирования по сравнению с другими участниками тех же тестов. Ежегодно составляют новые тесты и, соответственно, появляется новый рейтинг участников тестирования.
Министерство имеет несколько причин для , изменения условий приема в высшие учебные заведения именно таким образом. Во-первых, вузы заинтересованы в том, чтобы проводить дополнительные вступительные экзамены. Не только из коррупционных соображений. Стремление университетов самостоятельно выбирать студентов можно понять, ведь для министра образования Дмитрия Табачника лояльность ректоров очень важна - именно они во время "антитабачной кампании" весной этого года защитили новоиспеченного министра от позорной отставки. Табачник не имеет прочных позиций ни в правительстве, ни в народе, поэтому ссориться с университетами ему не выгодно.
Во-вторых, уменьшение роли ВНО во вступительной кампании вписывается в общий приоритет новой власти - уничтожить все сделанное оранжевыми. Кажется, в Партии регионов, члены которой постоянно критикуют тестирование, уже давно забыли, что внедрять ВНО начали еще во времена Кучмы и оно не является оранжевой реформой. Всеохватывающим внешнее тестирование стало при министре образования Иване Вакарчуке, и эта деталь, скорее всего, будет стоить реформе существования. Хотя ВНО можно назвать едва ли не единственной успешной реформой последних лет. Вместо того, чтобы улучшать содержание тестирование, а вместе с ним содержание школьного образования, министерство прибегло к контрреформаторським действиям.
Впрочем, проблема украинского образования глобальнее, чем Партия регионов, министр Дмитрий Табачник и президент Виктор Янукович. Отмена тестов или 12-летнего срока обучения в школе - это лишь продолжение общей тенденции в украинском образовании, когда все внимание уделяется форме при полном игнорировании содержания. Политики с чиновниками не хотят начинать настоящие реформы: повышать зарплату учителям и требовать от них отдачи в работе, закупать оборудование для школьных кабинетов химии или физики, определять стратегию образования: то ли уменьшать нагрузку на детей, как на Западе, то ли выращивать вундеркиндов по советской методике. Страна не имеет ответа на вопрос: кого же мы хотим вырастить, до какого класса молодёжь должна ходить в школу: 10, 11 или 12-го класса.
Что же касается университетов, которые оторваны и от рынка труда, и от науки: если филологов можно полвека возить на практику в Канев, то вирусологам иногда просто негде проводить исследования в рамках дипломных работ. Естественно, при таких условиях украинские вузы зачастую не заинтересованы набирать в свои ряды лучших студентов. Ведь что с ними потом делать, с лучшими? Отсюда и проблема коррупции, и неприятие внешнего тестирования.
Кстати, есть еще одна причина, по которой изменения в условия поступления выглядят так нелепо. Вождям страны свойственна маниакальная ностальгия по советским временам. Фактически все, что они делают с образованием, - это возвращение к форме, которая существовала в СССР. Постепенное, но неуклонное возвращение, даже идея вновь ввести 5-балльную систему оценок в школе уже прозвучала. Все это останавливает Украину в развитии на достаточно длительное время. Однако попытки установить в стране порядки мертвеца рано или поздно закончатся разочарованием в этих порядках. А вот тогда, возможно, в стране появится новое видение образовательных реформ.
"Образовательные грабли или о проекте новых условий поступления в ВУЗы в 2011 году" можно
![]() ![]() |
Код для вставки статьи на сайт, блог или форум:
|
05.10.2010 эту статью опубликовал Oughtem.
Чтобы опубликовать свою статью авторизируйтесь или зарегистрируйтесь
|
|
|
Статьи на схожие темы
Навигация













































































































Популярно на Студпортале




Новое на студенческом сайте







