будь собою!

Представьте себя преподом. Представьте перед собой груду сочинений, что легла перед ним после экзамена. Ведь одно и то же - до тошноты: "Катерина - луч света в темном царстве", "больше всего Толстой любил мысль народную", "поэт крестьянской бедноты Некрасов"... Вы экзаменаторов пожалейте, они тоже люди: одно и то же из года в год, из раза в раз!.. Ведь у них, у бедных, глаза загораются, когда они чувствуют собственную, вашу, только что рожденную мысль, они такое сочинение, разом оживившись, друг другу из рук в руки передают: наконец-то!.. А уж как им хочется вам помочь отметку подтянуть повыше, если есть такая нужда! Помните, как Сатин говорит о Луке: "Старик - он умница, он на все смотрит своими глазами"... Вот и о вас они будут говорить: умница!Вы боитесь, бледные от страха, потные от изнурения абитуриенты? Собственных слов? Обкладываетесь шпаргалками - заведомо не свое, - запасаетесь книгами, которыми услужливо завален рынок, - "100 лучших сочинений", - так ведь не своих же!.. Мы вовсе не на моральные темы ведём беседу - дескать, списывать нехорошо. Ну, нехорошо, только мы-то не о том: списывать - глупо. Есть слова свежие, есть - с душком, а вы так и тянетесь к слову заезженному, стереотипному, залежалому на дальних полках позавчерашнего спроса.
Вот так и запишем в первый пункт нашей памятки: писать надо самостоятельно. Вовсе не оригинальничать ради оригинальничанья, это всегда видно и всегда противно, писать просто и серьезно и, главное, самостоятельно - изложить то, что вы сами думаете о данном предмете. Подсмотреть можно для того, чтоб знать ЧТО писать, а вот КАК писать вы просто обязаны придумать сами.
Итак, первый пункт нашей памятки: АБСОЛЮТНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КАЖДОЙ МЫСЛИ, ВНУТРЕННЯЯ РАСКОВАННОСТЬ И СВОБОДА.
Вы пришли писать сочинение - и испуганно вглядываетесь в то, какие вам предлагают темы. Толстой? Нет, не буду писать о Толстом, я его не повторил хорошо. "Мертвые души"? И "Мертвые души" не хочу. О, Лермонтов! Буду писать о Лермонтове: "Лермонтов родился в 1814 году...". Стоп! Никто вас не спрашивает, когда он родился, спрашивают вроде бы совсем о другом - о романе "Герой нашего времени". "Роман Лермонтова "Герой нашего времени" говорит о...". Стоп! Еще раз повторяю: читайте заголовок! "Композиция и художественные особенности романа "Герой нашего времени"". Вот о чем, оказывается, надо писать. Не о чем он написан, а как написан!.. Пять раз перечитайте тему и разберитесь о чём писать.
Итак, второй пункт нашей памятки: ЧЁТКО ВЫЯСНЕМ ДЛЯ СЕБЯ ТЕМУ.
Видите, раньше, чем писать, надо думать и думать. Вот теперь и подумайте, внимательно прочтя заголовок: а какую идею, собственно, вы будете защищать? Ну, хорошо, в сочинении "Приемы характеристики Толстого" главная идея уже по определению ясна: Толстой показывает разносторонние связи героя с миром и предельную правду его характера, - и на отношениях героя к другим людям, и к войне, точнее, к двум разным войнам, к природе, которая сопутствует ему всюду... Тут все ясно. Ну а если тема будет, предположим, "Евгений Базаров" - какую мысль вы будете защищать? Чем вам симпатичен, чем антипатичен этот герой, в какой мере созвучен нашему времени? Придется каким-то уголком сознания отметить и это: какова основная мысль вашего сочинения, к какому заключению вы хотите ваше сочинение привести?
Вот вам и третий пункт памятки: ПРЕЖДЕ ЧЕМ НАЧАТЬ ПИСАТЬ, ОПРЕДЕЛИТЕ, КАКОВА ЖЕ ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ВАШЕГО СОЧИНЕНИЯ.
Мы всё думаем и думаем и никак не начнём писать.
Сначала мы думаем о заключении: к какой основной идее подведем наше сочинение? Определив тип сочинения, легко расставим пункты плана. Подумаем над вступлением: с какой мысли нам выгоднее сочинение начать? План готов.
Что нас зачастую губит? Совершенное неумение владеть своим временем. Вот на это и нужна основная тренировка. Ведь у нас как получается? Раскачиваемся, мучаемся, а ничего не идет, хоть плачь. Только начнет работаться - а тут, глядишь, сочинения отбирают, время ушло... Или наоборот: так хорошо началось, а потом заело - и сидишь, смотришь с тоской на окружающий мир, и хоть бы одна идейка!..
Вот тут нам и нужна некая хитрость: ПОСТАРАЙТЕСЬ ТАК РАСПОЛОЖИТЬ ВЕСЬ СВОЙ МАТЕРИАЛ, ЧТОБЫ РАБОТА НАД КАЖДЫМ ПУНКТОМ ПЛАНА ЗАКЛЮЧАЛА ПРИМЕРНО ОДИНАКОВОЕ КОЛИЧЕСТВО МАТЕРИАЛА И ТРЕБОВАЛА ХОТЯ БЫ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ВРЕМЕНИ. Тогда вы успеете написать все, что задумали, точно в срок!
Код для вставки статьи на сайт, блог или форум:
|
|
31.01.2008 эту статью опубликовал Oughtem.
Чтобы опубликовать свою статью авторизируйтесь или зарегистрируйтесь
|
|
|
Навигация



















































































Теги
Нет тегов
Популярно на Студпортале




Новое на студенческом сайте







