Студпортал - сайт студентов о высшем образовании и студенческой жизни, студенческий форум, онлайн тесты для студентов.
Banner_1
Студпортал / Студпортал / Внешнее независимое тестирование / Тестирование 2011 / Условия приема - 2011: одним — «бублики», а другим…

Условия приема - 2011: одним — «бублики», а другим…

Условия приема - 2011: одним — «бублики», а другим…

Недавно завершилось общественное обсуждение проекта "Условия приема в высшие учебные заведения в 2011 году" (далее "Условия приема…"). В нем продолжают жить многие идеи министра Дмитрия Табачника, которые во время вступительной кампании-2010 вызвали неоднозначную реакцию экспертов. Есть и нововведения. Но нравятся они не всем.

Ранее не раз отмечалось, что сертификаты ВНО разных лет сравнивать невозможно. Задания теста по одному и тому же предмету каждый год - разные по уровню сложности. Контингент абитуриентов - тоже разный. А 200-балльная шкала, напомним, - рейтинговая. Следовательно, один и тот же человек с одним и тем же уровнем подготовки в разные годы может получить разное место в рейтинге по одному и тому же тесту. Более-менее сравнимы, пожалуй, лишь самые высокие и самые низкие результаты. Так что если в приемные комиссии подаются сертификаты разных лет, абитуриенты заведомо оказываются в неравных условиях.


Тем не менее, в "Условиях приема…" эта новация Д.Табачника сохраняется. Министр гордится своей "принципиальной позицией": абитуриенты и их родители не обязаны повторно платить за прохождение тестирования. А не лучше ли позволить каждый год сдавать по три теста бесплатно? Да еще ввести большую скидку на интенсивных подготовительных курсах для выпускников прошлых лет, чтобы была возможность подтянуть подзабытую школьную программу…

В будущем году снова планируют учитывать средний балл аттестата, пересчитанный по шкале от 100 до 200 баллов. Вопреки тому, что в этом году интенсивно переписывались школьные журналы, неадекватно росло количество медалистов, а авторитет учителя в оценивании так и не повысился. "Оценки в аттестате выставляются по критериальной шкале, а их пытаются интерпретировать в рейтинговую без какого-либо логичного математического пересчета, - возмущаются эксперты. - Коль уж так необходимо учитывать средний балл аттестата, почему бы просто не начислять за аттестат определенное количество дополнительных баллов?" При этом, возможно, предусмотреть в "Условиях приема…", что средний балл аттестата является дополнительным фактором при других равных условиях.

По шкале от 100 до 200 баллов предлагают оценивать результат творческих конкурсов и вступительных экзаменов для поступающих на базе полного среднего образования. Однако сравнение их с результатами тестов ВНО вряд ли будет адекватным.

Помимо баллов ВНО и среднего балла аттестата, некоторые абитуриенты могут получить дополнительные "бонусы" к рейтингу за выдающиеся заслуги в обучении и "правильную" профориентированность. О чем идет речь?

Во-первых, в проекте "Условий приема…" предусмотрено начисление дополнительных баллов призерам 4-го этапа всеукраинских олимпиад и конкурсов МАН. В частности, обладателям дипломов I степени предлагается начислять 50 баллов, II степени - 40 баллов, III степени - 30 баллов. Впрочем, победители смогут воспользоваться своими привилегиями только в том случае, если тематика олимпиады или работы соответствует профильному конкурсному предмету в желаемом вузе.

"Дополнительные баллы можно начислять, но нужно взвешенно определить, сколько и за что, - поделился мыслями в частной беседе один из работников образования. - Нельзя, например, сравнивать результаты, полученные победителями заключительного этапа национальных предметных олимпиад и системы Малой академии наук. Чтобы стать призером олимпиад, нужно приложить немало усилий. Их не сравнить с усилиями, которые прилагают МАНовцы, готовя рефераты или так называемые научные доклады. Как свидетельствует практика, немало таких "научных" разработок берется в Интернете, или же их пишут на заказ".

Во-вторых, от 2 до 20 баллов к рейтингу хотят предоставить выпускникам системы довузовской подготовки, которые будут поступать в этот же вуз на естественно-научно-математические и инженерно-технические направления. Данная норма распространяется на лицензированные курсы (отделения, факультеты довузовской подготовки), на которых объем учебного времени составляет не менее 150 аудиторных часов, а срок обучения - не менее трех месяцев.

Несмотря на малый размер "бонуса" и сложные условия его получения, ряду экспертов эта идея не нравится. По их мнению, поскольку обучение на подготовительных курсах всегда платное, то начисление дополнительных баллов за него - завуалированная форма взяточничества. Руководитель Центра образовательного мониторинга Павел Полянский уверен: единственное преимущество, которое должна давать довузовская подготовка - глубокие знания, которые позволят абитуриентам превзойти своих конкурентов на экзамене.

"Бублики" за довузовскую подготовку поставят абитуриентов в неравные условия в зависимости от их материального положения и места проживания, считают эксперты. Не все абитуриенты имеют средства, чтобы оплатить курсы. Многие, особенно жители сельской местности, не смогут доезжать до подготовительных курсов. Так что последние, в конечном счете, могут превратиться в конторы по выдаче документов об окончании таких курсов.

***


Хотя Д.Табачник и заявлял, что в будущем конкурсные показатели абитуриента будут формироваться из трех равноценных составляющих - результатов ВНО, среднего балла аттестата и результатов вступительных экзаменов вузов, проект "Условий приема…" не возвращает общеобязательные вузовские экзамены.

Однако в конце августа Николай Азаров (говорят, с подачи министра образования) подписал распоряжение Кабмина №1728-р

 

"Об утверждении плана мероприятий по развитию высшего образования на период до 2015 года". Один из пунктов этого документа предписывает в 2011 году "усовершенствовать условия приема в высшие учебные заведения с учетом результатов внешнего независимого оценивания, среднего балла школьного аттестата и оценок высшего учебного заведения".

В возвращении вступительных экзаменов и влияния на отбор студентов заинтересованы ректоры университетов, а Д.Табачник, соответственно, заинтересован в их лояльности. "Да, эта норма не вошла в проект. Но я уверен, что ректоры вузов будут настаивать на том, чтобы ее вернули", - заявлял один из соратников министра, нардеп Максим Луцкий. Желание своих коллег подтвердил ректор КНУ им. Т.Шевченко и руководитель Ассоциации ректоров Леонид Губерский.

Посему не стоит удивляться, если норма о возвращении вузовских экзаменов неожиданно "вынырнет" в окончательной версии "Условий приема…" И министр будет как бы ни при чем: ведь это трудящиеся пожелали и начальство приказало...

***

В 2010 году перечень конкурсных предметов на конкретные специальности устанавливали вузы. В отдельных случаях их выбор был довольно странным: так, в одном из сельскохозяйственных университетов в качестве конкурсных предметов на специальность "ветеринария" были заявлены украинский язык и литература и... иностранный язык. В проекте "Условий приема…" МОН вводит фиксированный перечень конкурсных предметов на специальности по квалификационным уровням бакалавра и младшего специалиста.

В этот перечень любопытно заглянуть. Так, в условиях приема четко прописано: творческие конкурсы проводятся на такие специальности, как искусство, культура, физическое воспитание, спорт и здоровье человека, строительство и архитектура, журналистика и информация, издательско-полиграфическое дело. Однако, согласно приложению №2, творческий конкурс предусмотрен для таких "креативных" специальностей (уровень младшего специалиста на основе базового среднего образования), как... правоведение, экономика предприятия, финансы и кредит, бухучет, товароведение и т.д. Что, скажите на милость, имеется в виду?

Известно, что в этом году вводится новый тест ВНО - по русскому языку (тестов по другим языкам национальных меньшинств не будет). В то же время сертификат по этому предмету требуется только на шести бакалаврских специальностях (культурология, история, филология, библиотечное дело, музейное дело, документоведение), причем вместо него можно подать и сертификат по иностранному языку (для сравнения: последний требуется на 87 бакалаврских специальностях). Спрашивается: сколько школьников охватит данный тест и так ли уж он необходим?

***

Согласно Условиям приема-2010, в рейтинговом списке должны были указываться составляющие конкурсного балла абитуриента - результаты тестов ВНО, творческого конкурса, средний балл аттестата. А п. 15.4 проекта "Условий приема…" предписывает указывать только суммарный конкурсный балл. Соответственно, процедура зачисления в вуз будет более завуалированной, чем в прошлые годы.

Есть в проекте и пункт, допускающий к участию в конкурсе абитуриента, который набрал менее 124 баллов по одному из непрофильных предметов, при условии, если количество баллов по профильному предмету или творческому конкурсу будет не ниже 170 баллов. Конечно, говорилось о том, что 124 балла - рубеж условный, чуть ли не "с потолка" взятый. Однако за это время никто так и не потрудился более точно и обоснованно вычислить грань, отделяющую людей, готовых получать высшее образование, от неготовых. Вместо этого продолжается жонглирование произвольными цифрами - 124, 140, 170…

Не совсем понятно, что будет с квотами на бюджетные места для льготников. Министр заявлял в прессе, что квоты сократятся до 25%. Однако в п. 13.2 проекта указано, что количество мест для лиц, поступающих вне конкурса, должно быть не менее 25% объема госзаказа по каждой специальности в вузе. Так каков же максимум?

В проекте предусмотрены нововведения, которые помогут приемным комиссиям справиться с беспорядочными очередями. Так, будут продлены сроки подачи документов для поступления. Кроме того, все вузы обяжут ввести предварительную онлайн-регистрацию заявлений абитуриентов.

В то же время, по мнению специалистов, не мешало бы дополнить условия приема еще рядом пунктов. К примеру, запретить приемным комиссиям принимать заявления отдельно на бюджет и отдельно - на контракт (так, этим летом были зафиксированы случаи, когда абитуриентов убеждали написать оба заявления одновременно, и тут же вручали квитанцию об оплате первого семестра). Кроме того, прописать в условиях приема личную ответственность руководителей вузов за соблюдение законодательства об образовании, в частности, предписаний МОН.

***

…Обсуждение проекта завершено, в МОН поступило несколько сотен предложений и замечаний. Попадут ли они в окончательную редакцию "Условий приема…"? Или же общественное обсуждение было дымовой завесой, за которой скрывается заранее утвержденный документ? Скоро узнаем… Пока же можно сказать: нынешняя команда руководителей образованием продолжает демонстрировать неприятие наработок предыдущей команды и готова отстаивать собственные "принципы" вопреки самым рациональным доводам оппонентов. Чем обернется для абитуриентов-2011 подобная "принципиальность"?



Поделиться в Твиттере Поделиться в Livejournal


"Условия приема - 2011: одним — «бублики», а другим…" можно
распечатать распечатать или отправить другу отправить другу
Код для вставки статьи на сайт, блог или форум:


15.10.2010 эту статью опубликовал Oughtem. Чтобы опубликовать свою статью авторизируйтесь или зарегистрируйтесь

Banner_3
 

Ваш комментарий:

Ваше имя:


Введите цифры с картинки :

Навигация

Студпортал
  Студенческие новости
  Новости сайта
  Советы студентам
  Шпаргалки
      Шпаргалки 9 класс и 11 класс
      Шпаргалки для студентов
  Онлайн тесты
      Мужские онлайн тесты
      Тесты для девушек онлайн
      ЕГЭ - тесты онлайн
      Тесты для мужчин и женщин
      Тесты ЗНО онлайн
  Софт студента
  Права студента
  Работа для студентов
  Кухня студента
  Фильмотека
  Игры
      Alawar игры
      Флеш-игры
  Внешнее независимое тестирование
      Тестирование 2012
      Тестирование 2011
  Система электронного поступления работает нормально!
  Результаты ЗНО 2011 года по химии.
  Опубликованы методики подсчёта баллов по тестам ЗНО 2011!
  Прошло тестирование по украинскому языку и литературе!
  Новый сайт с тестами ЕГЭ 2011!
  Изменений во время вступительной кампании-2011 не будет
  Результаты ВНО сводятся на нет! Власть пытается нивелировать значимость ВНО.
  Секретные тесты ВНО просто сольют нужным людям, - И. Ликарчук
  Важно! Перераспределение областей за региональными центрами оценивания
  Центр оценивания утвердил новые спецификации тестов 2011
  Минобразования утвердило график проведения ВНО 2011
  ЗНО: регистрация или как зарегистрироваться для участия во внешнем независимом оценивании 2011 (шесть шагов)
  Застукали с мобильным? Считай, тест провален!
  И. Ликарчук заявляет, что ВНО 2011 готовит инновации!
  Пресс-конференция директора Украинского центра оценивания качества образования
  Вниманию абитуриентов!!!
  Украинский центр оценивания качества образования опубликовал примеры новых форм тестовых заданий по некоторым предметам!
  Внимание!!! Началась регистрация абитуриентов на пробное тестирование 2011 года
  Вузы начнут принимать электронные документы
  В рамках подготовки к ВНО 2011 выложена для скачивания программа теста по русскому языку и литературе
  Табачник сказал, когда в 2011 году начнется внешнее тестирование
  Условия приема - 2011: одним — «бублики», а другим…
  Общие характеристики тестов и программы ВНО 2011 года
  Образовательные грабли или о проекте новых условий поступления в ВУЗы в 2011 году
  Программы внешнего независимого оценивания 2011
  Определен перечень предметов, по которым будет проводиться внешнее оценивание в 2011 году
      Результаты тестирования 2010
      Результаты тестирования 2011
      Тестирование 2010
      Тестирование 2009
  Правила дорожного движения
  Бухгалтерский учёт для студентов
  Студенческие сайты

Banner_2