Студпортал - сайт студентов о высшем образовании и студенческой жизни, студенческий форум, онлайн тесты для студентов.
Banner_1

ГОСТы

Общие принципы оформления научных работ

Как показывает опыт, правильное оформление реферата или курсовой работы оказывает существенное, если не решающее значение при сдаче ее преподу.

Поэтому перед началом выполнения задания необходимо знать тему, количество страниц, план и прочие параметры работы.

Важно: взять на кафедре методички, условия и иные требования к работам.

В каждом ВУЗе свои, подчас противоречивые требования, но в целом они схожи и в большей части соответствуют ГОСТ 2.105-95.

Выполненная работа должна соответствовать типовым требованиям к оформлению. Скачать.

Форматирование работы показано здесь, причем на основе такого форматирования создается и автоматическое оглавление.


Как написать реферат

Реферат представляет собой научную работу начального уровня, в которой должны быть соблюдены стандарты научного труда, касающиеся структуры, содержания и оформления.

Неотъемлемыми частями любой научной работы являются введение, основная часть и заключение.

Во введении, как правило, рассматриваются:

Актуальность выбранной темы. Актуальность - это способность результатов данной работы быть применимыми для решения научно-практических задач. Понимая, что начальная работа в деле решения означенных задач вряд ли чем-то может помочь, во введении необходимо показать, почему важно рассмотрение, переосмысление, переоценка предмета вашей работы, чем он интересен в контексте современного социально-экономического развития нашей страны или международных процессов.

Обзор литературы и источников. Показывает ваше знакомство с классическими работами по вашей теме. В случае реферата важно продемонстрировать, что для написания своей работы вы пользовались несколькими фундаментальными источниками.

Цели и задачи работы. В случае с рефератом рекомендуется во введении очертить круг проблем, которые будут затронуты в основной части.

Как правило, введение в реферате занимает не менее 1 страницы.

Основная часть. Является центральной частью реферата. Как правило, к исследованию темы нужно идти по принципу "от общего к частному", "от прошлого - к будущему", т.е. подходить эволюционно, обозревая предысторию вопроса. Этому обычно посвящают первый пункт основной части. Далее следует, собственно, основная часть исследования, анализирующая проблему с разных сторон.

В заключении, как правило, излагают сделанные выводы и рассуждают о значении и влиянии предмета вашего исследования на дальнейший ход процесса. Написать хорошее заключение сложно, Надь этим надо как следует поработать.

Так как реферат нельзя писать без использования фундаментальных источников, необходимо делать сноски, отделяющие мысли классиков от ваших собственных. Для этого высказывания источника забираются в кавычки и ставится сноска. Аналогично поступают в случаях, когда использованная статья содержится в сборнике под чьей-нибудь редакцией. Сноски ставятся также, если приводятся статистические данные.

Разного рода работы, имеющиеся в изобилии в Интернете, не должны попадать в ваш реферат ни в каком виде. Однако в Интернете содержатся и интересные, качественные материалы. В случае, когда необходимо сделать ссылку на Интернет-сайт, приводится адрес полностью.

В конце приводится список литературы в алфавитном порядке. Замыкает список литературы, как правило, материалы газет и Интернет-источники.

Заметим, что ваш реферат - пусть и начальная, но всё же научная работа!

А это требует должного отношения.





Как написать курсовую работу

СОДЕРЖАНИЕ

1.Структура и объем курсовой работы

2.Аннотация

3.Введение

4.Теория

5.Эксперимент

6.Результаты

7.Обсуждение результатов

8.Выводы

9.Заключение

10.Замечания

11.Библиографический список

12.Приложение 1. Система оценки курсовой работы

13.Приложение 2. О стиле

14.Образцы библиографического описания


1. СТРУКТУРА И ОБЪЕМ КУРСОВОЙ

Курсовая работа - это самостоятельное исследование студента, оформленное в виде научного отчета. Курсовая работа является обязательной частью учебного плана. Цель курсовой работы: во-первых, дать возможность студенту провести самостоятельное научное исследование, углубить знания по общему курсу предмета; во-вторых, определить способность студента проводить научное исследование. Тему курсовой работы желательно связать с программой изучаемого курса. Тема предлагается студентом или преподавателем. Лучшие работы участвуют в конкурсе в конце каждого семестра. При определении призовых мест предпочтение отдается работам соответствующего практического курса. Курсовая работа содержит следующие основные части: введение, теория, эксперимент, результаты, обсуждение результатов, выводы, заключение, замечания, благодарности, список литературы и приложение.

Аннотация объемом не более 0,5 страницы расположена после титульного листа и предшествует "Содержанию".

Список буквенных обозначений и сокращений следует за "Содержанием". Рисунки располагаются по тексту. Работу необходимо написать аккуратно; желательно напечатать. Жесткие требования к объему работы отсутствуют; однако каждая из перечисленных частей должна содержать информацию, достаточную для ясного понимания ее существа.

2. АННОТАЦИЯ

Аннотация - это краткая характеристика содержания курсовой работы. Аннотация содержит ответы на вопросы: "Каков объект исследования? Что исследуется? Каков метод исследования? Каков диапазон изменяемых параметров? Что удалось выяснить или установить? В чем новизна работы? Сделан ли анализ погрешностей и каковы причины возможных ошибок? Для каких областей знаний могут быть полезны результаты?".

3. ВВЕДЕНИЕ

Во введении прежде всего следует обосновать необходимость предлагаемого исследования; объяснить ваш интерес и ценность выбранного научного направления для фундаментальной или прикладной физики. Следует дать ответы на вопросы: "Что известно о задаче? Кто решал и какими методами? Какие результаты были получены до вас? Надежны ли они? Ясно покажите, что собственно вы собираетесь исследовать; выделите "свой сектор" в проблеме; четко сформулируйте цель. При этом помните, "что любую цель люди понимают иначе, чем человек, ее указывающий". Покажите, с помощью какой методики будет решена задача. Осветите сильные и слабые стороны используемых методов, сложность и трудности измерений физических величин, возможные ошибки. Не забудьте, что во введении необходимо убедить читателя в важности предпринятого эксперимента. Иначе говоря, здесь вы должны ответить на вопрос: " Зачем проводили данный эксперимент и какова его цель?" Введение должно разбудить интерес к чтению и, если читатель не уснул, - это ваш первый успех.

4. ТЕОРИЯ

Теоретическая часть работы должна показать комплекс взглядов, представлений и идей, направленных на толкование, объяснение исследуемого явления. Задача теоретической части - глубже разобраться в сущности выбранной задачи. Эта часть показывает уровень понимания предмета исследования, вводит читателя в круг проблем, дает ясное представление о том, на что будут направлены усилия при проведении эксперимента и почему. Помните, что эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. В главе "Обсуждение результатов" вы будете обращаться к гипотезам, физическим моделям и представлениям, расчетам или известным фактам, изложенным в теоретической части. Возможно, это будет ваша теория. "Не бойтесь войти в противоречие с существующими представлениями, - советовал лауреат Нобелевской премии Н.Н.Семенов, - лишь бы ваши идеи в точности соответствовали опыту, этому важнейшему компасу истины" [1]. Поэтому изложенный вами материал должен быть сопоставим с полученными результатами, проверен экспериментально. Стремитесь к тому, чтобы ваши теоретические представления, описания были понятны читателю. Известно, что А.Эйнштейн отмечал наличие у П.Эренфеста "чрезвычайно хорошо развитой способности улавливать самое существо теоретического понятия и настолько освобождать теорию от ее математического наряда, чтобы лежащая в ее основе простая идея проявлялась со всей ясностью".

5. ЭКСПЕРИМЕНТ

Экспериментальная часть является основной в курсовой работе. В ней подробно описывается экспериментальная установка, особое внимание уделяется тем ее элементам, которые могут влиять на результаты измерений. Если аппаратура не стандартна, следует привести ее схему. Схемы способствуют ясности изложения. Однако обратите внимание на аккуратность при их графическом выполнении.

В эксперименте (как методе познания) необходимо добиваться контролируемых и управляемых условий. Отдельно и тщательно опишите методику измерений. Здесь следует ясно изложить идею метода, остановиться на средствах измерений и кратко - на возможных ошибках. "Когда вы можете измерить то, о чем вы говорите, и можете выразить это в числах, то вы кое-что знаете об этом; но когда вы не можете измерить это, когда вы не можете выразить это в числах, то ваши знания будут жалкого и неудовлетворительного рода; это может представлять собой начало знания, но в ваших мыслях вы едва придвинулись к тому, что заслуживает названия науки, каков бы ни был предмет исследования". Это слова Дж. Томсона. Поэтому "Выучиться правильно измерять - одно из наиболее важных, но и наиболее трудно осуществимых этапов науки. Достаточно одного ложного измерения , чтобы помешать открытию закона и, что еще хуже, привести к установлению несуществующего закона; таково было, например, происхождение закона о непредельных соединениях водорода и кислорода, основанного на экспериментальных ошибках в измерениях Бунзена" (С.И.Вавилов). Поэтому обратите внимание на надежность представляемых результатов.

В разделе, относящемся к проведению опыта, хорошо опишите последовательность операций, способов и приемов, которые характеризуют технологию эксперимента. Как можно полнее ответьте на вопросы: "Как же было сделано? Как удалось? Каким методом получен результат?" Подробное описание, как правило, говорит о внимании автора к важным мелочам, об аккуратности и добросовестности исследователя. Информация о проведении опыта позволяет другим исследователям воспроизвести его, когда необходимо опереться на ваши результаты, чтобы продвинуться дальше. Кроме того, всякий физический опыт, если он тщателен, имеет самостоятельную ценность.

Помните, что эксперимент - дорогое удовольствие. Поэтому, "если хорошая, проверенная теория позволяет рассчитать процесс, то зачем эксперимент? Как можно гордиться тем, что экспериментальные точки каждый раз ложатся на теоретическую кривую?

6. РЕЗУЛЬТАТЫ

В этом разделе излагаются факты и только факты. Они должны быть изложены беспристрастно. Представленный результат должен быть охарактеризован достаточно полно, иметь "свой паспорт", т.е. условия, в которых он получен. Не пренебрегайте мелочами. Опишите подробно: что замечено, на что обратили внимание, что показалось странным или удивительным. Не следует выбрасывать полученную зависимость только потому, что она не согласуется с вашими представлениями. Мы исследуем явления действительности и наши знания сегодня могут быть неполными. Ваша работа сейчас и направлена на получение, добывание этих новых знаний.


Часто результаты измерений представляются в виде таблиц. Это первичные, основные данные. Скажите, насколько они воспроизводимы и укажите погрешность измеренных величин. Это наша святая обязанность. Обращайтесь с ними бережно; это вами добытая ценность. Возможно, их придется использовать для вычисления более сложной зависимости не только вам. Особое внимание - графикам. В названии необходимо показать, что изображено. Не сокращайте его текст. Он должен быть достаточно полон. Покажите готовый график коллеге. Уловит ли он его суть? Будет ли понятен без текста? Поймет ли, что, собственно, изучается и в каких условиях? Часто графики более информативны, чем слова.

О рисунках. Они обязательны при описании экспериментальной установки и отдельных ее частей с точки зрения физики процесса. Например, при изучении истечения газов через сопло важно знать его геометрию, а при исследовании скорости распространения ударных волн - схему датчиков основного измерительного устройства. Коротко говоря, невозможно хорошо изучить явление, без ясного понимания читателем "методических тонкостей". Погрешность полученных результатов и возможные ошибки должны быть описаны здесь подробно. Не пишите общих фраз типа "погрешность измерения остальных напряжений - 2%". Лучше скажите, какими приборами измеряли и как определялись погрешности. Постарайтесь ответить на вопрос: "Зачем нужна информация об ошибках в моем исследовании?" Помните, что оценка погрешностей необходима для извлечения из совокупности данных наиболее близких к истине результатов, чтобы вовремя заметить несоответствия и допущенные ошибки, разумно организовать измерения и правильно установить точность полученных результатов. Возможно, вам полезно обратиться к соответствующей работе измерительного практикума или специальной литературе [2,3,4].

7. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Это центральная, наиболее важная часть работы. Здесь хранится критически осмысленная, переработанная информация о полученных вами данных. Именно здесь должен быть проведен их анализ и синтез.


Во-первых, нужно выделить главный, основной результат. Возможно, это единственный график, единственная надежно измеренная величина, одна или несколько фотографий - неважно. Покажите ценность добытой информации и насколько устойчивы полученные данные к изменениям условий, четко определите область параметров окружающей среды, где данные верны.

Во-вторых, необходимо сопоставить полученные результаты с изложенными в теоретической части. Если ваши результаты соответствуют известному, надежному научному факту, вам повезло, у вас праздник. Если определенные величины совпадают с табличными хотя бы в каком-то диапазоне условий, вы - молодец. Это значит, что вы встали на плечи гигантов и они помогают обрести уверенность, когда ваш оптимизм истощен.

В-третьих, обратите внимание на результаты, сопутствующие основному. Например, вы измеряете предельные силовые нагрузки на материал до разрушения, а заметили излучение. Опишите наблюдаемое явление и покажите, в каких условиях, при каких нагрузках его наблюдали. Возможно, именно эта часть исследования станет основной в будущей вашей работе. Здесь же отметьте только обнаруженный эффект. Продвигайтесь к цели.

Обсуждение результатов должно быть взаимосвязано с названием работы. Читатель должен видеть, как вы, рассуждая, исследуете то, что отражено в названии. Задача этой части работы - понять, объяснить механизм изучаемого процесса, найти причину наблюдаемого явления. Прежде всего, обсудите результат, используя известные физические модели других авторов. Отметьте то, что поддается объяснению, и что не вписывается в рамки известных вам теорий. Сделайте на этом акцент, заострите внимание читателя. Четко сформулируйте то, что не можете объяснить старыми теориями. Придумайте свое красивое толкование, ясно изложите гипотезы, покажите, как можно трактовать новый результат. Раскройте свой талант.

8. ВЫВОДЫ

В отличие от аннотации, где отмечается ценность и применимость сделанного, в выводах следует отметить существо сделанного. Обратите внимание: оглавление показывает чем занимались, аннотация - что сделано и ценность труда, а выводы перечисляют, что установлено. Поэтому эти части не повторяют, а дополняют друг друга, облегчая читателю ориентировку в поиске нужной информации и оценки работы. Выводы хорошо охарактеризованы Б.Вейбергом: "Это - как бы концентрация и без того близкого к насыщенности раствора, и выделение из полученного агломерата кристаллов наиболее крупных и ценных его экземпляров" [5]. Специалисты часто говорят: "сухой остаток".

9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

"Заключение - это введение, написанное в конце".

Эта часть отражает степень перспективности проведенного исследования, помогает понять ценность выбранной задачи. В заключении вы даете собственную оценку работе и вправе высказать мнение о нецелесообразности проведения дальнейших работ, если ваши аргументы достаточно убедительны. В дальнейшем другие исследователи (студенты) смогут лучше сориентироваться в выборе темы.

Покажите, что нового и полезного может дать развитие данной темы. Расскажите о новых, оригинальных постановках экспериментов. Не беспокойтесь, что ваши идеи "уплывут". Во-первых, описав их, вы имеете авторство. Во-вторых, если идеи совместные, т.е. родились в обсуждениях с кем-то, укажите потенциальных соавторов, и это укрепит ваши позиции. В-третьих, дарите идеи - это истинное наслаждение.

10. ЗАМЕЧАНИЯ

Замечания отражают критическое отношение автора к работе в целом (а значит и к себе тоже). Эта часть позволяет читателю понять, как была организована работа, что ее стимулировало и что тормозило; какой ее блок оказался наиболее трудным и почему; что нужно было делать усерднее и чего следовало избегать; на что ушла уйма времени и на что его не хватило.


Скажите, о чем вы сожалеете. Может быть, задача трудна или легка? Удалось ли получить ясное представление о цели работы и требованиях к ней в начале пути; и что мешало? Поверьте, что ваш труд будут читать, результатами будут пользоваться. Поэтому изложенное в "Замечаниях" - является опытом проведения работы, который не менее ценен, чем она сама.

11. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

"Библиографический список" располагается в конце работы и служит важным ее дополнением. Его можно сравнить с корневой системой, на которую опирается ваш труд. Надеемся, что читатель найдет много интересного и полезного в цитируемых статьях и книгах.


Если использовали чью-то информацию, обязательно сделайте ссылку. Бывают случаи, когда необходимо включить в работу целые блоки, страницы текста - сделайте ссылку. Скажите, что рассматриваемый вопрос хорошо освещен, раскрыт или описан у автора имярек и вы его приводите полностью. Обязательно укажите страницы источника, т.к. бывают случайные ошибки, а их определить легче, когда есть точный адрес. Не включайте в список труды, которые вы не использовали и хотели бы включить только из соображений "важности".

Если приводите устную информацию, например, чье-то мнение или советы, сделайте ссылку (имярек -частное сообщение, дата).

Объем и качество используемой литературы показывает, насколько автор владеет основной, необходимой и современной информацией. Специалист после чтения аннотации и выводов обычно знакомится со списком литературы и сразу видит, какое место занимает работа в информационном потоке. Можно получить хорошие результаты, потратив массу времени, и не знать, что эти результаты устарели. А это не радует.

Обратите внимание на то, как оформлен библиографический список. В качестве образца можно использовать библиографический список в данных методических рекомендациях.

12. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Система оценки курсовой работы.

Полезно и интересно знать, как будет оцениваться ваш труд. Естественно, эти принципы лучше знать до выполнения "курсовой". Кроме того, одинаковые (стандартные) требования к студентам дают возможность преподавателю быть более объективным.

Прежде всего желательно следовать рекомендациям, изложенным в данных рекомендациях. Конечно, могут быть отступления (в лучшую сторону), но советуем сохранить структуру работы для облегчения ее понимания. Преподавателя интересуют ответы и на такие вопросы:

1.Достаточно ли обоснованна постановка исследования?

2.Насколько актуальна тема?

3.Есть ли новизна?

4.В чем оригинальность? (Есть ли изюминка?)

5.Достигнута ли цель или работа не завершена?

6.Какова достоверность полученных результатов?

7.Предложена ли тема самим студентом?

8.Заимствована ли тема и известен ли источник?

9.Каков личный вклад автора?

10.Хорошо ли оформлена работа?

Особо следует остановиться на времени утверждения темы. Лучший вариант, когда она определена студентом заранее - вначале семестра. Известны случаи, когда студенты предлагают cамостоятельно продуманные эксперименты значительно раньше. Есть возможность подготовиться теоретически, и есть время для создания экспериментальной установки. Не откладывайте выбор темы на "потом". Скорее всего, действительно, "все образуется", но как? Ведь вы хотите сделать интересную, "отличную" работу, а для этого, как правило, необходимо время.

13. ПРИЛОЖЕНИЕ 2

О стиле.

"Письменная обработка научных исследований большей частью бывает трудным делом; мне, по крайней мере, она стоила великого труда. Многие отделы моих статей переписываю по четыре, по шесть раз, всячески меняя распорядок целого, и только тогда оставался довольным. Но в таком тщательном редактировании есть великая польза для автора.(...). Я никогда не считал своего исследования законченным, пока оно не лежало передо мною в письменном изложении, в полном виде". Это слова Г.Гельмгольца. Ни один серьезный исследователь не пишет "с маху". Не доверяйте тем, кто говорит, что "с ходу написал хорошо" и не расстраивайтесь когда, у вас не получается. Значит, вы видите, что что-то не так, как хочется, поэтому у вас есть шансы писать лучше. А вот что пишет Ч.Дарвин: "В прежнее время у меня была привычка обдумывать каждую фразу, прежде чем записать ее, но вот уже несколько лет, как я пришел к заключению, что уходит меньше времени, если как можно скорее самым ужасным почерком и наполовину сокращая слова набросать целые страницы, а затем уже обдумывать и исправлять. Фразы, набросанные таким образом, часто оказываются лучше тех, которые я мог бы написать, предварительно обдумав их". "Умение хорошо написать не следует отделять от умения хорошо проводить эксперименты. И в том и другом есть своя прелесть", - отмечает Дж.Сквайрс в известной книге "Практическая физика". "Старайтесь вразумительно выражать свои мысли и выставлять их в самом правильном свете, работая как можно больше над тем, чтобы не оставить их темными и запутанными, а сделать ясными и понятными", - советует С.Сервантес. И все-таки главное в письменном изложении курсовой работы - чтобы вас поняли. Это трудно, но возможно. Один из широко используемых способов: напишите текст и отложите в сторону, на время, "под сукно"; через недельку прочитайте. Постарайтесь разобраться в сути работы поставьте себя на место читателя, который видит работу впервые. Обратите внимание на логичность изложения представленного вами материала, на связь между разделами и частями работы. В каждом абзаце должна быть видна ключевая мысль. Выводы необходимы в каждом разделе или большом абзаце. Их четкая формулировка должна исключать двойное толкование ваших мыслей и результатов. Это помогает. Здесь уместно привести слова О. Замулина - экономиста из колледжа Гриннелл, США: "Зачем нужен физик, который может открыть что-то великое, но не может донести это до людей?" Успеха вам и удачи.


14. Образцы библиографического описания

1.Семенов Н.Н. Пути в незнаемое. М., 1970. С. 486.

2.Князев Б.А., ЧеркасскийВ.С. Начала обработки экспериментальных данных. Новосибирск: НГУ, 1993. 35с.

3.Кунце Х.-И. Методы физических измерений. М:Мир,. 1989. 213 с.

4.Лабораторные занятия по физике (для МФТИ)/ Под ред. Л.Л.Гольдина. М.: Наука, 1983. С. 703.

5.ВейбергЮ.П. Опыт методики научной работы и подготовки к ней. М., 1928. С. 65. 


Поделиться в Твиттере Поделиться в Livejournal


Код для вставки статьи на сайт, блог или форум:


28.10.2009 эту статью опубликовал Oughtem. Чтобы опубликовать свою статью авторизируйтесь или зарегистрируйтесь

Banner_3
 

Ваш комментарий:

Ваше имя:


Введите цифры с картинки :

Навигация

Студпортал
  Студенческие новости
  Новости сайта
  Советы студентам
  На какую работу может рассчитывать студент в Киеве?
  Все свое ношу с собой – рюкзаки Dakine
  Если пристает преподаватель
  Спи, студент, усни! Или о том как студенту не заснуть на паре.
  Изменения в правилах транслитерации фамилий
  Что подарить на День Валентина?
  Пополнение мобильного счета
  Будь на чеку или как студенты с университетом судились
  Студент: как возникло это понятие, и чем студент отличается от не studente
  Комната для студента или помоги себе сам
  День студента (Татьянин день): история праздника, как отмечают День Студента.
  Правильный перевод фамилий на английский и написание фамилий на английском
  Скачать бесплатно курсовую теперь не проблема! Банк курсовых открыт для скачивания!
  Куда пойти учиться после школы? Пойти учиться после 9 или 11 класса?
  Жилье для студента или как студенту снять квартиру
  Как писать реферат правильно в условиях нехватки времени
  Выпускникам посвящается
  ГОСТы
  Студенты нынешнего и прошлого веков
  10 способов для студента дёшево "поселиться" в столице
  Почему студенты сачкуют?
  О чем мечтают студенты?
  Студент как клиент - всегда прав!
  Методические рекомендации по подготовке к внешнему тестированию по иностранному языку
  Прежде чем решить куда поступать!
  5 лучших ВУЗов Украины по рейтингу "Компас"
  Шпаргалки
      Шпаргалки 9 класс и 11 класс
      Шпаргалки для студентов
  Онлайн тесты
      Мужские онлайн тесты
      Тесты для девушек онлайн
      ЕГЭ - тесты онлайн
      Тесты для мужчин и женщин
      Тесты ЗНО онлайн
  Софт студента
  Права студента
  Работа для студентов
  Кухня студента
  Фильмотека
  Игры
      Alawar игры
      Флеш-игры
  Внешнее независимое тестирование
      Тестирование 2012
      Тестирование 2011
      Результаты тестирования 2010
      Результаты тестирования 2011
      Тестирование 2010
      Тестирование 2009
  Правила дорожного движения
  Бухгалтерский учёт для студентов
  Студенческие сайты

Banner_2

Теги

Нет тегов